Сайт музыкального руководителя МДОУ д|с "Гнёздышко"
6 НОД для старше-подготовительной группы по музыке в ДОУ(старше - подготовительная группа, сентябрь – ноябрь) НОД № 1 (5 сентября 2016г); Цели: учить различать жанровую принадлежность музыки и характер произведения, определять вступление, заключительную часть; познакомить с приветственной попевкой «Здравствуйте». Атрибуты, оборудование, репертуар: картинки с изображениями животных; предметы – горн, барабан, скакалка, кукла, дудочка, осенние листья; игры «Эхо», «Музыкальные матрешки», «Повторялка», «Что за песенка», «Знакомые предметы»; пьеса Д. Кабалевского «Марш», Ход занятия 1. Вход в музыкальный зал под «Марш» Д. Кабалевского. Дети в колонне по одному заходят в зал и двигаются в соответствии с характером музыки, останавливаются на ее окончание. – Ребята, как называется музыка, под которую вы вошли?(Это марш.) Почему вы так решили? (Под эту музыку удобно двигаться, маршировать.) Я буду называть слова. Отметьте хлопком в ладоши те слова-определения, которые, по вашему мнению, характеризуют данную музыку: спокойный, энергичный; бодрый; веселый; печальный, жизнерадостный, грустный; вялый. Звучал марш. Написал музыку композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (показывает портрет). В прошлом году мы знакомились с его творчеством. Продолжим это знакомство. Прослушайте еще раз «Марш» Д. Кабалевского, определите хлопком в ладоши изменения в музыке. (Дети отмечают три изменения.) Были ли повторения в музыке? Эти повторения похожи между собой или нет? (У начала и окончания музыки одинаковый ритмический рисунок, но разный регистр. Дети определяют вступление и заключительную часть марша; имитацию игры на горне. Педагог показывает картинку с изображением мальчика с горном, рассказывает о назначении этого музыкального инструмента.) 2. Ознакомление с попевкой «Здравствуйте». – Ребята, у меня для вас письмо. Не догадываетесь, от кого? Давайте я зачитаю обратный адрес, и вы сразу вспомните. Вот: «Деревня “Ромашкино”». Птичий двор. Вспомнили?*Вот что пишут ваши друзья Петя и Мурка: «Дорогие маленькие друзья! Спешим вам сообщить, что у нас все хорошо, даже очень. Сметанка вкусная, молочко жирное, с мышками в догонялки играем». Ну, это понятное дело. Мурке в деревне – полное раздолье. Так, читаем дальше: «Голосок мой окреп, перышки подросли. Меня выбрали самым главным на птичьем дворе». Это уже Петя про себя пишет. «Забот много. Вы там, ребятки, без нас не скучайте. Мы к вам обязательно приедем. До скорой встречи. Ваши Мурена и Петя. Пока». Ой, ребята, тут еще фотографии в конверте. (Показывает картинки с изображением кошки Мурки, вокруг которой мыши водят хоровод, и важного петуха Пети на фоне птичьего двора и его многочисленных обитателей.) Будем ждать возвращения наших друзей. Постараемся с вами хорошо подготовиться и показать им замечательный концерт. А сейчас познакомимся с новым музыкальным приветствием, с которого будет начинаться каждое наше занятие. Напевает попевку «Здравствуйте!». Дети определяют радостный, светлый характер мелодии. Проговаривают приветствие, затем пропевают под музыку. 3. Музыкально-игровое творчество. Ритмическая игра «Эхо»: дети вслед за педагогом, который стучит карандашом по поверхности стола, хлопками в ладоши должны правильно повторить различный ритм. Слуховая игра «Музыкальные матрешки»: педагог нажимает на клавиши фортепиано; перед детьми нарисованные и вырезанные из бумаги фигурки матрешек. Сколько звуков они услышат, столько должны поднять картинок. Если педагог извлекает из инструмента один звук – дети поднимают одну матрешку; два звука – две матрешки; три звука – три матрешки. Интонационная игра «Повторялки»: педагог играет на фортепиано определенные звуковые обороты (в диапазоне «ре–си» первой октавы). Дети, внимательно прослушав, повторяют голосом, пропевая на любом слоге, например на «ля». Дидактическая игра «Что это за песенка?»: по графическому изображению ритмического рисунка дети должны угадать знакомую попевку, определить, какими звуками записан ритм (долгими – короткими). Проигрывают попевку на любом музыкальном инструменте (металлофоне, барабане и др.) или просто прохлопывают. В качестве подсказки рядом с ритмом изображается рисунок. Например, нарисованный петушок поможет им вспомнить попевку «Петушок», дети на качелях – попевку «Качели» и т. п. ПЕТУШОК
Перед выполнением задания педагог напоминает, как расшифровывается графическое изображение ритма: короткая (маленькая) палочка – короткий звук, длинная (большая) палочка – долгий звук. 4. Повторение песенного и музыкального репертуара в игре «Знакомые предметы». Перед детьми на столе лежат предметы, которые помогут вспомнить знакомые песню или музыку. Например, барабан напомнит песню «Барабан» (сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой); скакалка – музыку А. Хачатуряна «Скакалка»; кукла – музыку П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла»; дудочка – песню «Веселая дудочка» (сл. Н. Френкеля, муз. М. Красева); осенние листья – песню «Осенний лист» (сл. И. Токмаковой, муз. Ю. Слонова) и др. Педагог проигрывает угаданную музыку, напоминает мелодию песни, которую дети потом исполняют, напоминает об авторах произведения. 5. Заключительная часть занятия. – Чем занимались на занятии? (Познакомились с «Маршем» Д. Кабалевского (еще раз для лучшего запоминания проговаривают имя и фамилию композитора), а также узнали о новом музыкальном инструменте – горне; играли в разные игры (перечисляют); познакомились с новой попевкой (называют попевку); вспомнили знакомые песни и музыку (перечисляют названия). – Как графически изображается ритмический рисунок произведения? (Короткая палочка – короткий звук, длинная палочка – долгий звук.) Педагог прощается с детьми. Под знакомый марш они выходят из зала. Письмо Пети и Мурки: «Дорогие маленькие друзья! Спешим вам сообщить, что у нас все хорошо, даже очень. Сметанка вкусная, молочко жирное, с мышками в догонялки играем. Голосок мой окреп, перышки подросли. Меня выбрали самым главным на птичьем дворе. Забот много. Вы там, ребятки, без нас не скучайте. Мы к вам обязательно приедем. До скорой встречи. Ваши Мурена и Петя. Пока». НОД № 2 (7 сентября 2016г); Цели: познакомить с музыкальным приветствием; учить ориентироваться в музыке: шагать в соответствии с характером марша – бодро и ритмично, начинать ходьбу после вступления, заканчивать вместе с музыкой, графически изображать ритм; познакомить с новой песней. Атрибуты, оборудование, репертуар: песня «Паровоз» (сл. Т. Волгиной, муз. Г. Эрнестакса); пьеса Д. Кабалевского «Походный марш»; народная плясовая мелодия; игра «Веселая карусель»; иллюстрация «Паровозик, машинист, пассажиры»; портрет композитора. Ход занятия 1. Выполнение музыкально-ритмических движений. Звучит вступление марша Д. Кабалевского. Дети стоят на месте. Начинают ходьбу сразу, как зазвучит музыка. Двигаются бодро, энергично размахивая руками, соблюдая дистанцию. Педагог обращает внимание на осанку: плечи развернуты, грудь чуть вперед. На заключительную часть останавливаются. 2. Разучивание попевки «Здравствуйте». – Вспомните мелодию попевки, с которой вы познакомились на предыдущем занятии, и четко проговорите слова. Определите хлопками количество звуков в слове «здравствуйте». Дети определяют два коротких звука (находящихся на одной высоте) и один долгий (находящийся чуть ниже двух предыдущих звуков). При помощи длинных и коротких палочек выкладывают ритм. Слушают попевку педагога. 3. Пение. Музыкальный руководитель показывает картинку. – Ребята, что вы видите на картинке? (На картинке мы видим паровозик. В нем машинист – собачка. Она везет пассажиров: разных зверюшек.) Как вы думаете, куда едут звери? (Наверное, они едут на прогулку или в гости, а может, отправились в путешествие.) – Вы почти угадали. Послушайте песенку, которая так и называется «Паровоз». – Куда отправились зверята? (В гости.) – Проверим вашу внимательность. Сколько у паровозика колес? А труб? (Две трубы и сто колес.) Кто был машинистом? (Рыжий пес.) – Молодцы. Первый куплет песенки вы почти выучили. Давайте еще раз повторим, а потом споем под музыку. Едет, едет паровоз, Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колес. Чух, чух, чух, пыхтит наш пес. Две трубы, сто колес, Пятьдесят поросят Машинистом рыжий пес. На подножках висят. Мы к соседям в гости едем, Зайке страшно, еле дышит, Едем к тиграм и медведям. Зайцем едет он на крыше. Ожидайте в гости нас, Потерял он свой билет, Мы приедем ровно в час. А на новый денег нет. Педагог обращает внимание на отчетливое произношение гласных на конце слов, а также на паузу в конце каждой фразы. Дети разучивают второй куплет.
4. Слушание музыки Д. Кабалевского «Походный марш». Дети слушают пьесу, состоящую из трех маршей: «Пионеры» (под эту музыку они заходили в зал), «Физкультурники», «Игрушечные солдатики». – Вы прослушали три пьесы композитора Дмитрия Кабалевского. Что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Первая пьеса нам знакома. Это марш, под который мы входили в зал на занятие.) – Первый марш называется «Пионеры». Вам известно, кто такие пионеры? (Скорее всего, дети не смогут ответить на данный вопрос. Взрослый должен объяснить.) – Когда ваши родители были детьми, во всех школах существовали детские организации. Одна из них называлась пионерской. В четвертом классе каждый ребенок, если он хорошо учился и примерно себя вел, удостаивался чести быть принятым в пионерскую организацию. В торжественной обстановке его принимали в ряды юных пионеров. Но вначале он, ученик, давал обещание быть достойным звания пионера. В торжественной обстановке ему повязывался красный галстук. Второй марш называется «Физкультурники». Что такое физкультура, ребята? (Это занятия спортом.) Не совсем так. Физкультурой занимаются не только спортсмены, но и люди, далекие от спорта. Не обязательно заниматься определенным видом спорта. Если ты по утрам делаешь зарядку, бегаешь трусцой, катаешься на коньках, лыжах, умеешь делать «мостик», «березку» или другие упражнения, то ты самый настоящий физкультурник. А вот спортсменом называют человека, который профессионально занимается спортом. Например, очень долго учится играть в хоккей, участвует в разных соревнованиях, потом становится отличным хоккеистом, настоящим спортсменом. Но вернемся к музыке Д. Кабалевского. Третий марш называется «Игрушечные солдатики». – Прослушайте еще раз все три марша. Что в них общего? В чем отличие? (Одинаковая жанровая принадлежность, схожесть в ритме, интонации, марши написаны одним автором. Отличаются характером, содержанием музыки, динамикой. Первый марш звучит бодро, энергично; второй – мужественно, немного тяжеловесно; третий – легко.) Педагог показывает портреты композиторов. – Кто является автором пьесы «Походный марш»? Назовите его имя и фамилию. На следующем занятии мы продолжим с вами беседу о творчестве композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского. А сейчас настало время для игры. 5. Подвижная игра «Веселая карусель». Музыкальный руководитель рассказывает детям, почему игра называется «Веселая карусель», объясняет правила. По кругу, вплотную друг к другу, расставлены стулья. Игроков должно быть на одного больше, чем стульев. Дети становятся по кругу, возле стульев. С началом музыки бегут. С окончанием – должны быстро занять находящийся рядом с ними стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает из игры. Один стул убирается, другие сдвигаются вплотную. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и объявляется победителем игры. 6. Заключительная часть. Разучивание попевки «До свидания». – Попевкой-прощанием «До свидания» мы будем заканчивать каждое занятие. – Чем занимались на занятии? (Ответы детей.) Звучит «Марш» Д. Кабалевского. Дети выходят из зала. Едет, едет паровоз, Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колес. Чух, чух, чух, пыхтит наш пес. Две трубы, сто колес, Пятьдесят поросят Машинистом рыжий пес. На подножках висят. Мы к соседям в гости едем, Зайке страшно, еле дышит, Едем к тиграм и медведям. Зайцем едет он на крыше. Ожидайте в гости нас, Потерял он свой билет, Мы приедем ровно в час. А на новый денег нет.
НОД № 3 (12 сентября 2016г); Цели: учить ориентироваться в музыке – изменять направление ходьбы в соответствии с динамикой и оттенками в музыке, самостоятельно начинать двигаться после вступления, останавливаться с окончанием музыки, определять ритмический рисунок песни, интонировать на одном звуке; закреплять песенный репертуар; познакомить с новой песней; развивать умение соотносить свои движения с музыкой. Атрибуты, оборудование, репертуар: «Марш» Д. Кабалевского; русская народная песня «На зеленом лугу»;игра «Мы играем в паровоз». Ход занятия 1. Выполнение музыкально-ритмических движений. 2. Попевка-приветствие «Здравствуйте». Упражнение для развития голоса и слуха. Музыкальный руководитель знакомит детей с русской народной песней «На зеленом лугу», взятой им в качестве упражнения. Сначала проигрывается мелодия. Хлопками дети определяют в ней наличие долгих звуков (четверти), затем коротких (восьмые). При помощи палочек или мелом на доске графически обозначается ритмический рисунок. Обратить внимание на то, что мелодия начинается со слабой доли (из-за такта), что может сбивать детей в ритме. Разучиваются первые две фразы, пропеваются без музыки, затем под аккомпанемент. 3. Пение. По музыкальному проигрышу дети угадывают и называют песню «Паровоз». Определяют веселый, шуточный характер. Обращают внимание на ритм первых двух фраз. Повторяют два куплета, отчетливо пропевая окончание слов. Разучиваются третий и четвертый куплеты. Отрабатывается чистота интонирования на одном звуке. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно брали дыхание (перед началом пения, между фразами) и распределяли его (не поднимали плечи во время исполнения). 4. Игра «Мы играем в паровоз». Дети становятся друг за другом. Впереди машинист. Он выбирается считалкой: Машиниста выбираем, Всех и каждого считаем. Раз, два, три, раз, два, три, Машинистом будешь ты! Остальные игроки – «вагончики» «прицепляются» к «машинисту». Двигаясь в том направлении, какое он выберет, нараспев произносят: Что за чудо-паровоз? Он без пара и колес! Прицепляемся друг к другу, Будем двигаться по кругу. Машинист, давай сигнал, Паровоз стоять устал. Звучит музыка. Дети имитируют гудок паровоза: «Ту-ту-у!» «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. С изменением темпа музыки меняется и «скорость движения» «паровоза»: он идет то быстро, то медленно; то ускоряя, то замедляя ход. Задача каждого игрока («вагончика»): не отцепиться от «состава» в момент скоростного «маневрирования». Поезд должен прийти к конечной станции в полном составе. 5. Заключительная часть. Попевка-прощание. – С какой попевкой вы познакомились на уроке? («На зеленом лугу».) Слова какой песни разучили? («Паровоз».) Как называется пьеса Дмитрия Кабалевского? (Походный марш.) Данная пьеса состоит из трех маршей. Назовите их. («Пионеры», «Физкультурники», «Игрушечные солдатики».) – Кто такие пионеры, физкультурники и спортсмены? – Выучили песенку о веселом паровозе и поиграли в игру. Вот какие вы молодцы! Педагог прощается с детьми попевкой «До свидания». Дети покидают зал под музыку Д. Кабалевского.
НОД № 4 (14 сентября 2016г); Цели: учить различать и передавать характер музыкального произведения, состоящего из трех маршей, двигаться в соответствии с музыкой, перестраиваться в две колонны, определять долгие и короткие звуки самостоятельно на слух, графически обозначать их, передавать голосом чередование восьмых и четвертных длительностей; закреплять песенный репертуар, умение петь живо, в подвижном темпе, чисто интонировать мелодию в ее продвижении вверх, удерживать чистоту интонации на одном звуке, пропевать скачки на квинту вверх (ре–ля), терцию вниз (ля–фа диез), терцию вниз (соль–ми); самостоятельно переходить от умеренного к быстрому темпу и наоборот. Атрибуты, оборудование, репертуар: пьесы «Походный марш» Д. Кабалевского; русская народная песня «На зеленом лугу»; игра «Мы играем в паровоз». Ход занятия 1. Выполнение музыкально-ритмических движений. Под музыку Д. Кабалевского дети заходят в зал, двигаются четко и ритмично с прямым корпусом, развернутыми плечами, подбородок чуть вверх, изображают марширующих пионеров. На музыку второго марша «Физкультурники» дети по знаку взрослого перестраиваются в две колонны. На музыку марша «Игрушечные солдатики» дети переходят на легкий шаг. На музыку марша «Пионеры» дети вновь перестраиваются в одну колонну, переходят на бодрый энергичный шаг. С окончанием музыки останавливаются. Дети вспоминают название пьесы и трех маршей, автора произведения. Повторяют еще раз значение слов: «горн», «пионер», «физкультурник», «походный марш», рассматривают картинки. 2. Попевка-приветствие «Здравствуйте». Песня-упражнение «На зеленом лугу». После приветственной попевки дети вспоминают мелодию песни «На зеленом лугу», самостоятельно определяют длинные и короткие звуки и выкладывают палочками либо рисуют мелом на доске. 1. На зеленом лугу! Их! Вох! Раз нашел я дуду. Их! Вох! 2.То не дудка была, их – вох! Веселутка была, их – вох! 3.Стал я в дудку играть, их–вох! Стали все подпевать, их–вох! 4.Стали все подпевать, их–вох! Да под дудку плясать, их–вох! Пропевают песню, протягивая четвертные ноты. Отрабатываются интервальные скачки на квинту вверх (соль-до второй октавы) и вниз (до второй октавы – фа). 3. Пение. – На предыдущем занятии вы разучили веселую песенку. Как она называется? О чем эта песенка? (Ответы детей.) Кто из вас запомнил мелодию и может напеть? (Дети вспоминают мелодию, затем исполняют всю песню.) 4. Закрепление игры «Мы играем в паровоз». Дети слушают музыку, вовремя замечая изменения в темпе, координируют свои движения. Музыка подсказывает им «остановки – станции», то есть она замедляется и заканчивается: «вагончики» могут отдохнуть (дети под спокойную музыку расходятся по комнате, «прогуливаются»). Знакомая мелодия вновь зовет в «дорогу». Дети исполняют песню «Паровоз». 5. Заключительная часть. Прощальная попевка «До свидания». Дети выходят из зала под музыку Д. Кабалевского.
НОД № 5 (19 сентября 2016г); В мой порт зашел кораблик
Цели: познакомить с одним из жанров изобразительного искусства – иллюстрированием и его мастером – сказочником В. Сутеевым, с творчеством композитора В. Шаинского; стимулировать стремление к творчеству – рисованию, пению; расширять словарный запас – познакомить со словами и их значением: «акватория», «территория», «порт», «причал», «иллюстрация», «художник-иллюстратор». Атрибуты, оборудование, репертуар: фортепиано; аудиозаписи песен к мультфильму «Мы пришли сегодня в порт», а также шумового сопровождения – шума прибоя, крика чаек; портрет В. Сутеева; выставка детских книг художника-иллюстратора В. Сутеева; портреты В. Шаинского, Ю. Энтина; мольберт с прикрепленным к нему чистым листом бумаги; фломастеры; бусы и браслеты из пустых коробочек из-под киндер-сюрприза. Ход мероприятия Дети заходят в музыкальный зал, слышат шум прибоя, крики чаек. Рассаживаются. Шум приглушается. – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Что означает этот шум? – Кто из вас видел море? Какое оно? (Большое, бескрайнее, безбрежное.) Суда и корабли в море кажутся игрушечными и хрупкими, особенно в те моменты, когда оно неспокойно. Сейчас я попробую нарисовать наше море. (Делает несколько штрихов на мольберте.) А вот это кораблик. Совсем как в стихотворении. В мой порт зашел кораблик* В мой порт зашел кораблик, Его мне нашептала Веселенький такой: Фантазия моя. С зеленою кормою Кто капитан кораблика, И розовой трубой. Мне предстоит решить. Что это за кораблик – Упс... Карандаш сломался! Вы спросите меня. Пойду его чинить. – Какая жалость, сломался! Пока я буду чинить карандаш, послушайте песню из мультфильма «В порту». Дети в записи слушают песню «Мы пришли сегодня в порт» (сл. С. Козлова, муз. М. Минкова). – Поделитесь впечатлениями. Расскажите о содержании песни, характере. Педагог объясняет значение слов: «территория» – поверхность земного шара; «акватория» – это моря, океаны, заливы, бухты, озера, водохранилище, то есть водная территория, участок водной поверхности, ограниченный определенными границами – берегом, причалом и т. п.; «порт» (гавань, пристань) –место на берегу, специально оборудованное для стоянки кораблей; «причал» – специально оборудованное место для стоянки различных судов, кораблей, лодок, например во время непогоды или разгрузки. – Что вы видите на мольберте? (Рисунок: море и корабль.) – Он не похож на настоящий корабль, потому что существует только в моем воображении. Я прочла стихотворение о веселом кораблике с зеленою кормою и розовой трубой и проиллюстрировала его. Получилась красочная картинка – иллюстрация, которая помогла рассказать о необыкновенном кораблике, и все благодаря вот этим волшебным карандашам. Волшебной силой обладают не только карандаши, но и ручка, фломастер. В руках настоящего художника они творят удивительные чудеса. Верными помощниками художника являются и другие предметы. Вспомнить их вам помогут мои загадки: Тот, кто любит рисовать*, Сразу сможет разгадать. На белом просторе рисую я море, Солнце, чаек над водой. Все. Готов рисунок мой. (Белый лист бумаги.) Я не стол, ну и не лавка. Для картин служу подставкой. Три ноги, но рук, жаль, нет, Потому что я… (мольберт). Карандаш не уважаю. Нарисует что – стираю. Он бездумно начеркает И забот себе не знает. Мне же некогда лениться. Убирать должна. Трудиться. (Ластик.) С художником творим мы чудеса: Был чистым холст – и вот уже поля, леса. Все замыслы Творца немедля исполняю. Фантазии его в реальность превращаю. (Кисть.) – Предлагаю вам совершить прогулку на пароходике, согласны? Ну тогда включаем воображение и… полный вперед! В записи звучит «Песенка катерка» (сл. С. Козлова, муз. М. Минкова). – Наш корабль зашел в сказочную гавань, в мастерскую известного детского писателя, художника-иллюстратора Владимира Сутеева. Подходит к выставке книг художника-иллюстратора, сказочника В. Сутеева. Берет книги, показывает. – Многие его сказки вам, ребята, хорошо знакомы. Показывает иллюстрации сказок: «Кто сказал “мяу”?», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Под грибом» и др. – Создается впечатление, что смотришь мультфильм, настолько сказочные персонажи непоседливые, яркие и живые. Владимир Сутеев долгое время работал с известными детскими журналами: «Мурзилка», «Дружные ребята» и др.; выпустил немало мультипликационных фильмов: «Про бегемота, который боялся прививок», «Мамин праздник», «Муха-Цокотуха» «Веселый огород» и др. Дети рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями. Педагог читает сказку В. Сутеева «Кораблик». Прогулка продолжается. Дети слушают в записи песню«Белые кораблики» (сл. Л. Яхнин, муз. В. Шаинского). – За песней время в дороге пролетело быстро. Где мы сейчас находимся? Играет вступление песни «Чунга-Чанга» (сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского) из мультфильма «Катерок». – Догадались, ребята? На необыкновенном чудо-острове, где жить легко и просто, где синий небосвод и лето круглый год. А придумали этот удивительный остров поэт Юрий Энтин и композитор Владимир Шаинский. Показывает портреты поэта и музыканта, рассказывает о творчестве. Дети вспоминают известные им песни. Инсценировка песни «Чунга-Чанга». – Попрощаемся с островом, возвращаемся на «корабль». Отплываем: ту-ту-у-у. Педагог подходит к мольберту и дорисовывает за бортом кораблика дельфинов. В записи звучит песня «Дельфины» (сл. С. Козлова, муз. М. Минкова). – Ну вот, ребята, и подошла к концу наша морская прогулка. Где мы с вами сегодня побывали? (В мастерской детского писателя, художника-иллюстратора Владимира Сутеева; на чудо-острове Владимира Шаинского и Юрия Энтина.) – Что интересного вам удалось увидеть во время прогулки? (Мы видели дельфинов.) – Какие они – дельфины? (Добрые, мокрые, с умными глазами.) – Какие только чудеса не случаются с людьми, верящими в сказку! Став взрослыми, они сохранили в себе замечательную способность переноситься в мир детства, видеть все вокруг в ярких волшебных красках. – Нарисуйте иллюстрацию к любой из понравившихся сказок Владимира Сутеева. Выставка детского творчества.
СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ ЭНТИН НОД № 6 (21 сентября 2016г); Цели: познакомить с творчеством Д. Б. Кабалевского – пьесой «Ежик»; закреплять песенный репертуар, учить играть ритмический рисунок на металлофоне, выполнять ритмическое упражнение под музыку – чередование бодрого шага с легким бегом, узнавать ранее изученную попевку; развивать эмоциональное восприятие. Атрибуты, оборудование, репертуар: музыка Ф. Надененко; русская народная песня «На зеленом лугу»; попевка «Сорока»; песня «Паровоз» (сл. Т. Волгиной, муз. Г. Эрнестакса); пьеса Д. Б. Кабалевского «Ежик»; карточки с графическим изображением ритма попевок; металлофон; плюшевые игрушки зверей, паровозик; шапочка или маска ежика. Ход занятия 1. Выполнение музыкально-ритмических движений под музыку Ф. Надененко. В колонне по одному дети заходят в зал. На первую часть музыки бодро двигаются по кругу за ведущим. Музыка меняется. Темп становится более оживленным. Дети бегут. На повторение первой части вновь переходят на шаг. На окончание музыки останавливаются. – Ребята, что вы можете сказать о музыке, под которую только что выполняли движения? (Вначале музыка была громкой, энергичной, под нее можно маршировать. Затем характер у нее поменялся: она стала легкой и быстрой.) – Музыка звучала так же громко, как вначале? (Нет. Музыка была не такой громкой, как вначале. В ней две части, контрастные между собой.) – При движении под музыку ходьба сменилась бегом. В следующий раз, для того чтобы не сбиваться с ритма, вы, ребята, постарайтесь более внимательно слушать музыку, вовремя переходить с марша на бег и наоборот. 2. Попевка-приветствие. Упражнения для развития слуха и голоса. После приветственной попевки «Здравствуйте» педагог показывает детям две карточки с графическим изображением ритма двух знакомых детям попевок. Дети проигрывают попевки на металлофоне. Исполняют сначала только мелодию, затем с аккомпанементом:«На зеленом лугу» и «Сорока», разученные в средней группе (см.: Музыкальные занятия. Средняя группа / авт.-сост. Е. Н. Арсенина. Волгоград: Учитель, 2012),упражняясь в чистоте интонирования. – Сорока-сорока, где была? На порог скакала, – Далёко. Гостей созывала. Кашку варила, Гости услыхали, Деток кормила. Быть обещали. 3. Инсценирование песни «Паровоз». Музыкальный руководитель расставляет перед детьми плюшевые игрушки зверей, паровоз. – Ребята, сегодня у нас гости: большое семейство поросят. Еще к нам приехали заяц, только он какой-то невеселый, и пес по кличке Рыжик. А добрались все они вот на этом симпатичном паровозике. Догадались, из какой песенки? (Из песенки «Паровоз».) – Куда ехали зверюшки, помните? (В гости к соседям, тиграм и медведям.) – А вы, ребята, случайно не знаете, что с зайчиком приключилось, почему он такой расстроенный? (Отвечают, разводя руками, словами из песни: «Зайке страшно, еле дышит, зайцем едет он на крыше, потерял он свой билет, а на новый денег нет».) – Бедненький! (Сокрушенно качает головой.) Как же нам ему помочь? (Дети предлагают покатать зайчика на паровозике.) – Не знаю, поместятся ли все зверюшки. Помните, в песенке одних только поросят было… Сколько, кто скажет? (Пятьдесят поросят.) – Времени мало, поезд должен отправляться, иначе наши пассажиры опоздают в гости. (Смотрит на часы.) Звучит мелодия песни «Паровоз», дети усаживают игрушки на паровоз; пес-машинист «везет» своих пассажиров – поросят, зайца. Одна группа детей исполняет второй куплет, остальные – первый, третий и четвертый. – Вы помогли зверюшкам прибыть без опоздания. 4. Слушание музыки Д. Кабалевского «Ежик». – Ребята, у нас еще один гость. Отгадайте, кто он. В руки нам он не дается*, Вмиг в колючий ком свернется. Черный нос, не видно ножек. Кто же это? Это… (ежик). Педагог ставит на стол игрушечного ежика, исполняет пьесу. – Какой характер у нашего ежика? (Пугливый, колючий, недоверчивый, веселый, симпатичный.) Почему вы так решили? (Нам подсказала музыка.) – Как бы вы ее назвали? (Дети предлагают свои варианты.) Педагог показывает портрет композитора. – Пьесу «Ежик» написал известный вам композитор. Назовите его имя и фамилию. (Д. Б. Кабалевский.) Дети слушают музыку еще раз в исполнении педагога. 5. Игра «Ёжик»*. Музыкальный руководитель читает стихотворение Е. Карасева: Повстречался ежик мне. Ежик глазками сверкнул Нес грибы он на спине. И в кусты скорей свернул. – Добрый день, колючий еж. Зашуршал сухой листвой, Далеко ли ты живешь? Приглашая в домик свой. При помощи считалочки выбирается еж. Мы ежонка выбираем. Раз, два, три, Громко вслух с тобой считаем. Раз, два, три! Раз, два, три, четыре, пять – Ежик ты. Выходи. Начнем опять. Не стой. Води! Педагог надевает ребенку шапочку или маску ежа. Остальные игроки образуют круг. Взявшись за руки, они идут по кругу и вместе с педагогом напевают слова первого четверостишия. «Ежик» бегает внутри круга против часовой стрелки. На слова второго четверостишия дети поднимают руки «воротиками», ребенок-«ежик» выбегает из круга, затем вбегает в другие «воротики», берет за руку стоящего рядом ребенка. Вместе на проигрыш пляшут: «еж» – вприсядку, ребенок – поскоками вокруг него. Дети хлопают в ладоши. «Еж» убегает, дети машут ему вслед. 6. Заключительная часть. – Чем вы занимались на уроке? (Ходили, бегали, пели, играли, слушали, инсценировали, знакомились, отгадывали.) Музыкальный руководитель исполняет попевку «До свидания». Дети пропевают ответную попевку и под музыку А. Аверкина выходят из зала.
На зелёном лугу 2.То не дудка была, их – вох! Веселутка была, их – вох! 3.Стал я в дудку играть, их–вох! Стали все подпевать, их–вох! 4.Стали все подпевать, их–вох! Да под дудку плясать, их–вох!
25 сентября 2016 в 20:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.